ИнформерУсть-Кут

Мусорная реформа: вопросы без ответов

Закончился первый месяц так называемой мусорной реформы, жильцы многоквартирных домов получили платёжные квитанции, но отдельной строки в них: «Вывоз твёрдых коммунальных отходов (ТКО)» – не обнаружили. Почему? Как говорят, до сих пор не определились с тем, как начислять плату за вывоз мусора: с квадратного метра или по количеству прописанных в квартире жильцов. Над решением этой проблемы, можно сказать в истерике, билось областное правительство в конце 2018 года. Не придя к единому мнению, право определять, кто продуцирует мусор – квадратные метры или люди – решено спустить на уровень самоуправления, то есть на городские и сельские власти, они, дескать, ближе к народу, им и отдуваться в этом деле. Так что вопрос: «Как именно будут осуществляться начисления?» – остаётся пока без ответа.

Само понятие «региональный оператор» весьма примечательно, если поближе рассмотреть его практическое участие в мусорной реформе. В Иркутской области для Зоны Север, куда входит и Усть-Кут, конкурс по выбору регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами выиграло ООО «Братский полигон ТБО». Именно от него на участие в тендере поступила единственная заявка. Предполагается, что эта компания будет отвечать за утилизацию и переработку мусора во всех населённых пунктах Севера Иркутской области. Предполагалось, что региональный оператор будет продвигать в массы идею раздельного сбора мусора, строить мусоросжигающие и мусороперерабатывающие заводы, а там, где это сделать невозможно, будет утилизировать его в специализированных печах, установленных на специальном автотранспорте. Такие машины будут делать это непосредственно вблизи отдалённых поселений, а местные власти, где нет законно оформленных полигонов для складирования отходов, должны будут такие построить. Сразу возникает вопрос: а кто будет оплачивать их строительство? Логично предположить, что «региональный оператор», но нет. Он отвечает только за мусор, непосредственно доставленный до полигона. Как он будет доставляться до него? Об этом пусть думают тоже местные власти. Хорошо, если в городе уже есть специализированная фирма, вывозящая мусор до свалки, с нею «региональный оператор» сможет заключить договор, а если такой фирмы нет?

Усть-Куту в этом отношении повезло, есть «Спецавто». Для жителей многоквартирных домов в городе в этом вопросе практически ничего не изменится, кроме появления новой строчки в платёжной квитанции и суммой платежа: у кого меньшей, у кого большей, кому как повезёт. А вот для городской администрации реформа обернулась головной болью. Прежде оборудование площадок для сбора мусора было делом добровольным, то теперь хочешь – строй, не хочешь – прокуратура заставит. В Усть-Куте их необходимо будет построить в частном секторе. Изменения коснутся и владельцев собственных домов. Если раньше договор на вывоз мусора их владельцы могли и не заключать, то теперь квитанции будут приходить им, не зависимо от того, хотят они платить за вывоз мусора, или нет. Каков будет тариф на оплату мусора в частном секторе? Будет ли он таким же, как и в многоквартирных домах? Логично предположить, что в собственном доме мусора выбрасывается меньше, так как часть его идёт в переработку здесь же: бумага и картон сжигаются, пищевые отходы отправляются в компост, остаётся пластик и железо, но при правильной организации их сбора они могут стать ценным вторичным сырьём. Но кто будет заниматься этими вопросами, региональный оператор? Что-то подсказывает, что и этот вопрос пока остаётся без однозначного ответа.

Так чем же будет заниматься региональный оператор, кроме того, что собирать деньги с населения? Складывается впечатление, что закон о мусорной реформе был принят исключительно для европейской части России, где этот рынок давно поделен, и осталось только узаконить зоны влияния. Как его будут реализовывать на таких территориях, как Усть-Кутский район, законодатели не задумывались. Полигоны для сбора и захоронения мусора есть не возле каждого насёленного пункта, чтобы возить его в Усть-Кут из Марково, Нии, Звёздного, Янталя, Ручья и обеспечить рентабельность, необходимо поднять тарифы не просто в несколько раз, а в несколько десятков раз.

Кстати, тарифы – это ещё оно слабое звено, которое сильно тормозит внедрение реформы: применение экономически обоснованных тарифов, чтобы задействованные на вывозе и переработке мусора фирмы работали с прибылью, гарантированно закончится социальным если не взрывом, то повышением напряженоости точно. Но с другой стороны, какой мусороперерабатывающий завод можно построить без достаточного количества средств? Так для чего начата реформа, чтобы решить проблему утилизации мусора, или создать ещё один относительно честный способ отъёма денег у населения для создания очередной кормушки для избранных? А ведь кроме регионального оператора, президент Владимир Путин подписал указ и о создании компании «Российский экологический оператор», которая станет единым мусорным оператором страны. Документ опубликован на официальном портале правовой информации. Функции и полномочия учредителя компании будет осуществлять Минприроды. По задумке, компания должна будет сформировать систему обращения с твердыми коммунальными отходами, предотвращать вредное действие мусора на здоровье человека и окружающую среду, а также контролировать его переработку. Как это будет выглядеть на практике, никто толком рассказать не сможет, но что можно сказать однозначно, что мало надежды остаётся на то, что тарифы на вывоз мусора не станут расти, как сорняки под ласковым солнцем.

«Что делать?», – спросите вы. Наверное, обсуждать эту проблему, и здесь тот случай, когда местным властям стоит объединиться с общественностью и выработать свои предложения исходя из практики, и передать их законодателям, в Госдуму. Пусть это будут общественные или депутатские слушания. Ведь наверняка есть другие выходы из создавшейся ситуации. Например, почему бы нашим депутатам Госдумы не принять закон о взимании так называемого налога на упаковку. И получится справедливо: кто больше потребляет, тот больше и платит. И средства эти разделить между теми, кто мусор вывозит, кто его перерабатывает, и кто строит мусоросжигательные заводы. Почему не обратиться к опыту тех стран, где этот вопрос решён к всеобщей пользе? Но вместо этого в ближайшее время депутаты должны будут дать ответ на вопрос: кто же все-таки оставляет после себя мусор – квадратные метры или люди? Ведь решение этой задачи планируется передать на местный уровень. А как найти ответы на другие вопросы?

Теги

Статьи текущей рубрики

Оставить комментарий

avatar
 
smilegrinwinkmrgreenneutraltwistedarrowshockunamusedcoollovekissnyashblinkrutrozastishavkafffaaaeeerugaeteviloopsrazzrollcryeeklolmadsadexclamationquestionideahmmbegwhewchucklesillyenvyshutmouthmig
  Подписаться  
Уведомление о
Кнопка вернуться к началу
Close
Close